Управление Ростехнадзора по Калужской области

Реализация права собственности на землю: отдельные проблемы нотариата. Часть вторая

Реализация права собственности на землю

По моему мнению, необходимо исходить из того, что законом определены два способа наследования имущества: по закону и по завещанию. При этом наследование по закону возможно тогда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 524 Гражданского кодекса). Следовательно, приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения свыше площадь 100 гектаров допускается и в случае их наследования по завещанию.

Особенности нормотворческой работы в любой заключаются прежде всего, в четком понимании правоотношений, требующих регулирования. Пренебрежение этим правилом на практике приводит к негативным последствиям. Например, в связи с тем, что во время подготовки Кодекса вопрос документального подтверждения права собственности на землю не нашло соответствующего закрепления, реализацию земель государственной и коммунальной формы собственности сегодня практически блокировано.

Суть проблемы заключается в следующем. Согласно ст. 55 Закона Украины от 2 сентября 1993 «О нотариате» соглашения об отчуждении имущества, подлежащего регистрации, удостоверяются нотариусами при условии представления документов, подтверждающих право собственности на имущество, отчуждается.

В свою очередь, ст. 126 Земельного кодекса предусматривается, что право собственности на земельный участок и право постоянного пользования ею удостоверяется государственными актами.

Исходя из того, что в Украине земельные участки могут существовать на праве государственной, коммунальной или частной собственности, единственным документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, независимо от того, в какой собственности она находится, есть соответствующий государственный акт.

Более того, постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 № 449 утверждена Форма государственного акта о праве собственности на землю. К этому времени государственные акты выдавались только на земли частной собственности. Для земель государственной и коммунальной собственности формы актов не утверждались.

Хочу еще раз подчеркнуть, что в настоящее время ни Кодекс, ни упомянутое выше постановление Правительства не дифференцируют получения государственного акта в зависимости от формы собственности на землю.

На практике же этот казалось бы элементарный вывод понятен не всем. Местные органы земельных ресурсов не оформляют государственные акты на земли государственной и коммунальной собственности, мотивируя свои действия тем, что для них такого прямой обязанности не установлено. По их мнению, документом, подтверждающим право собственности, может служить и решение местного совета, что с действующим законодательством никак не согласуется.

Другим аргументом Госкомзема в пользу невыдачи государственных актов является невозможность разграничения земель государственной и коммунальной собственности вследствие недостаточного законодательного урегулирования этого вопроса. С этим трудно согласиться. Пунктом 10 Переходных положений Земельного кодекса установлено, что решение о разграничении земель государственной и коммунальной собственности в пределах населенных пунктов принимают соответствующие сельские, поселковые, городские советы по согласованию с органами исполнительной власти, а за пределами населенных пунктов - органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Более того, постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2002 № 1100 определено Временный порядок разграничения земель права государственной и коммунальной собственности. Согласно п. 9 этого Порядка проведения работ, связанных с передачей земель государственной собственности в коммунальную собственность, возлагается на соответствующие государственные органы земельных ресурсов.

Таким образом, на сегодняшний день существуют как нормативные, так и организационные предпосылки для проведения размежевания земель государственной и коммунальной форм собственности и распоряжения ими на основании закона.

Настоящая же причина позиции Госкомкомзема довольно меркантильная. Оформление и выдача государственного акта местному совету или соответствующей государственной администрации, предшествующего продажи участка, лишь увеличивает трудовые и бюджетные затраты.