Управление Ростехнадзора по Калужской области

Некоторые проблемы нотариата при реализации прав собственности

Право собственности на землю: отдельные проблемы

Если бы авторами Кодекса в свое время были сделаны соответствующие расчеты и просчитаны последствия, возможно редакция ст. 126 существовала бы в другом виде. Сегодня же, альтернативой для решения данного вопроса может стать разработка соответствующего законопроекта, временно, до обеспечения надлежащего документального оформления, позволяла бы признавать решения советов в качестве праовых документов.

Вообще в Земельном кодексе с государственными актами не все в порядке. Государственным актом Украины согласно ст. 176 Кодекса заверяются границы административно-территориальных образований. Одновременно граница района, села, поселка, города, района в городе в. 173 этого же Кодекса определена как условная замкнутая линия на поверхности земли, отделяющая территорию района, села, поселка, города, района в городе от других территорий. При соотношении норм этих статей возникает серьезное сомнение в возможности выдачи государственного акта на условную (!) Линию. К тому же, этот вопрос, на мой взгляд, должно регулироваться законодательством об административно-территориальном устройстве.

Достаточно несовершенной является Форма государственного акта о праве собственности на землю, о которой говорилось выше. При ее разработке совершенно не учтены требования ч. 1 ст. 81 Кодекса в части приобретения права собственности на землю на основании договоров дарения, мены, а также путем наследования. Это может создать немало досадных неожиданностей как для граждан, так и для органов, осуществляющих выдачу данных актов.

Среди причин, мешающих нормальной реализации отношений собственности наверное наиболее распространенной является несогласованность между собой отдельных положений законодательства. Особенно это касается общей собственности на землю. Вот пример.

Статьей 89 Земельного кодекса предусмотрено, что земельный участок может принадлежать совладельцам жилого дома на праве общей совместной собственности, которая, как известно, не предусматривает определение размера долей ее участников. При этом совладельцами жилого дома могут быть как супруги или лица, находящиеся в родственных отношениях между собой, так и совсем посторонние лица. В случае смерти одного из этих лиц нотариальное оформление наследственных прав его наследников становится практически невозможным.

Проблема заключается в том, что согласно п. 121 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины государственный нотариус может выдать свидетельство о праве на наследство квартиры или другого имущества по закону или по завещанию после смерти одного из участников общей совместной собственности только после выделения (определения) доли умершего в общем имуществе. Сейчас встает вопрос: кто и как в этих условиях имеет трансформировать общую совместную собственность в общую долевую?

Если земля находится в общей совместной собственности супругов, этот вопрос решается достаточно просто. Нотариус на основании ст. 71 Закона «О нотариате» вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Оно выдается по заявлению того из супругов, который является живым, с последующим уведомлением наследников умершего, принявших наследство на половину общего имущества.

На основании письменного заявления наследников, принявших наследство, с согласия второго из супругов, является живым, в свидетельстве о праве собственности может быть определена доля умершего в общей собственности.

Что касается случаев, когда земля находится в совместной собственности других родственников или лиц, не состоящих в родственных отношениях, то выдача свидетельства о праве на наследство, по моему мнению, возможна лишь после определения судом доли умершего в общей собственности.

В целом, проблему реализации прав собственности в ходе земельной реформы можно назвать проблемой «вектора». Само определение направления реформирования, исходя из особенностей развития государства и учитывая международный опыт, должно быть первичным в проведении земельной реформы и стать реальным залогом ее успеха.