Управление Ростехнадзора по Калужской области

Некоторые аспекты усиления государственного регулирования в процессе аграрных преобразований. Часть третья

Аграрные преобразования

Поскольку государство осуществляет поиски энергичные меры для активизации аграрной политики, призванной утвердить в перспективе как страну с высокопроизводительным и экспортоспособный сельским хозяйством, то развитие аграрного рынка Украины включает расширение территории свободного движения сельскохозяйственной продукции (создание общего аграрного рынка стран СНГ, в перспективе присоединения Украины к Всемирной организации торговли).

Исходя из того, что в рамках Европейского Союза был принят ряд нормативных документов, регулирующих вопросы, связанные с функционированием экологического сельского хозяйства (ЕСГ), с производством экологически чистых продуктов питания, следует усилить государственное регулювания в сфере производства аграрной экологически безопасной и высшего качества продукции. Здесь целесообразно перенять опыт Испании. Так, в 1996 г. там был принят закон об экологически чистом сельском хозяйстве, которым урегулированы отношения, связанные с производством, разработкой и упаковкой экологически чистых продуктов. Была создана Высший совет, который занимается вопросами ЕСГ, проводит учет хозяйств, предприятий, занимающихся выращиванием, переработкой и упаковкой экологически чистых продуктов, осуществляет контроль за их деятельностью.

Понятно, что увеличение объемов продаж и экспорта экологически чистой продукции отечественными товаропроизводителями станет прибыльным и выгодным для всего населения как потребителей, так как на такую продукцию постоянно увеличивается спрос. В этой связи, считаю, необходимо разработать и принять закон «О экологическое сельское хозяйство Украины».

Заслуживает внимания и мнение о том, что экологическое сельское хозяйство приближает агрономию к экологии, уделяет большое внимание системам, которые поддерживают жизнь на земле, и делает минимальным негативное влияние на окружающую среду по сравнению с традиционным сельским хозяйством. В природе отсутствует равновесие. Существуют болезни и вредные насекомые, и все это необходимо контролировать. В традиционном сельском хозяйстве с использованием ядохимикатов это равновесие нарушается. Экологическое сельское хозяйство будет приспосабливаться к окружающей среде, не изменяя его.

На современном этапе роль государства должна быть усилена в регулировании отношений по финансированию, расчетов, страхования аграрного производства. В этой сфере отношений есть некоторые позитивные тенденции и они связаны с широким применением нормативно-правовых актов, которые закрепляют принципы приоритетности относительно отечественного товаропроизводителя, порядка осуществления аграрного производства и иной деятельности. Но многие из них являются декларативными, поэтому, считаю, необходимо разработать и принять закон «О государственном регулировании аграрнопромислового производства». Такой закон действует в Российской Федерации, нормы которого содержат положения о государственном регулировании рыночного аграрного хозяйства (которые являются ни абсолютными, ни неолиберальными. Это позволило бы определить особый статус внешнего аграрного рынка с учетом необходимости защиты интересов отечественного товаропроизводителя в области аграрнопромислового производства и обеспечение продовольственной безопасности государства. Целесообразно было бы в нем закрепить положение, согласно которым Кабинет Министров Украины в соответствии с нормами международного права и законов в интересах продовольственной безопасности государства принимает меры защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка аграрной продукцией, сырьем и продовольствием может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорта, приводит к ухудшению состояния его отраслей, уменьшение доходов товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. Защитные мероприятия осуществлялись бы в виде количественных ограничений или применения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы ее причинения.

Необходимо усилить роль государства и при регулировании вопросов, связанных с предоставлением субсидий, дотаций, компенсаций аграрным товаропроизводителям, и, что очень важно, - предоставление государственного сельскохозяйственного кредита, создавая при этом фонды льготного кредитования. Применяя кредитования в товарной форме, кредитование под залог товарной сельскохозяйственной продукции, инвестиционный кредит под залог земли.

По мнению отдельных ученых, любое сельскохозяйственное предприятие независимо от формы собственности, учитывая специфику производства, без кредитов существовать не может, а потому размер кредитных ресурсов должен составлять 35-40, а то и 45 [4]. Особая роль в кредитном обеспечении сельскохозяйственных производителей наряду с другими принадлежит крестьянским кооперативным кредитным организациям, которые создают собственную банковскую систему. Поэтому актуальным становится принятие соответствующего закона, в котором все эти вопросы будут должным урегулированы.

Усиление государственного регулирования имеет также осуществляться в направлении создания механизма стабилизации аграрного рынка, с применением товарных и закупочных интервенций.

Оправдано усиления государственного регулирования в процессе реформирования АПК на современном этапе позволит достичь значительного уровня производства и доходов сельского хозяйства, привести к социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства. Аграрный сектор Украины выйдет из сегодняшней глубокого экономического кризиса только при условии усиления государственной поддержки и жесткого государственного регулирования отношений в ходе аграрных преобразований.

Источники:

БальестероЭрнандес Л. М. Так называемое Экологическое сельское хозяйство (ЭСХ) как альтернатива для европейского потребителя / Тезисы докладов международного конгресса. Минск, 9-10 сентября 1999 г. - С. 86.

Демьяненко Н. Я. Развитие финансово-кредитных отношений в аграрном секторе АПК / Кризис аграрной отрасли. Пути к ее возрождения и развитию. - К., 2000. - С. 96. Ковальчук К. А. Коммерческие структуры в АПК / Кризис аграрной отрасли. Пути к ее возрождения и развитию. - С. 104.

Кучма Л. Д. Украина: итоги социально-экономического развития и поход в будущее (выступление Президента Украины Л. Д. Кучмы на научной конференции 16 ноября 2000 / / Правительство, курьер - 2000. - 18 лист.

Саблук П. Т. Стратегия трансформирования агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности Украины / Кризис аграрной отрасли. Пути к ее возрождения и развитию. - К., 2000. - С. 5.