Управление Ростехнадзора по Калужской области

Некоторые аспекты усиления государственного регулирования в процессе аграрных преобразований. Часть вторая

Аспекты регулирования аграрных преобразований

В определении стратегических направлений аграрных преобразований, подготовки и выполнения государственных и региональных программ и разработка нормативно-правовых актов по вопросам социально-экономического развития АПК, на мой взгляд, должны быть закреплены положения о правовом регулировании государственной поддержки сельского хозяйства как основного звена АПК, о роли и место органов всех ветвей власти в создании надлежащей правовой основы и механизма реализации социально-экономических преобразований в АПК, а также, что очень важно, правовой защиты национального аграрного товаропроизводителя.

При проведении реформы в аграрном секторе экономики следует сохранить и укрепить целостные производственно-технические комплексы государственной формы собственности. Не следует отказываться от государственной доли собственности в аграрном секторе. Согласно этому необходимо создать надлежащие условия для функционирования специализированных государственных сельскохозяйственных предприятий. Специализацией их производственной деятельности было бы животноводство (выращивание, откорм племенной скот, свиней, птицы), а также растениеводство (выращивание зерновых, овощных и другой продукции.

Для надлежащего правового регулирования отношений с участием таких предприятий необходимо было бы разработать и принять закон «О специализированное государственное сельскохозяйственное предприятие». Ведь на сегодня, по известным причинам, фермерские хозяйства в большинстве своем специализируются на выращивании зерновой и овощной продукции. Принятие такого закона позволило бы привести в равновесие производство продукции животноводческого и растениеводческого происхождения государственными аграрными предприятиями. В то же время, только крупные специализированные хозяйства способны применять более эффективно новые технологии выращивания сельскохозяйственных культур, новые меры по снижению загрязнения продукции животноводства, по восстановлению стада крупного рогатого скота, овец, птицы- эффективно использовать материально-техническую базу, что позволяет постепенно освободить членов трудового коллектива от тяжелого ручного труда, и, что очень важно, сохранить масштабы производства, а именно: систему полей, сивообиг, производственную инфраструктуру, поднять на более высокий уровень мощность перерабатывающей отрасли аграрной продукции на этих предприятиях. Тем более, как показывает зарубежный опыт, в большинстве стран мира, в которых рыночные отношения имеют наивысший развитие, не отказываются от большого аграрного хозяйства. Понятно, что в таком подходе не следует усматривать замену или умаление роли в функционировании приватноорендних, частных форм аграрных предприятий, как прогрессивных организационно-правовых агроструктур. Исходя из этого, правовое регулирование необходимо усилить в направлении протекционизма субъектов аграрного производства. При этом не надо подменять и ослаблять государственное влияние на приоритетное развитие всего АПК.

Известно, что при уменьшении объемов производства продовольствия и рост цен на продукцию отечественного производства, увеличивается продовольственная импортная зависимость. Согласно мировым критериям предельно критический уровень импорта не должен превышать 30 от продовольственной безопасности государства, в противном возникнет угроза потери продовольственной независимости и безопасности государства. По данным Госкомстата Украины (1998-1999 pp.) Ввоз продовольственных товаров в Украину сохраняется слишком высоким и превышает его экспорт в 1,4-1,7 рази2. Исходя из этого, одной из важных задач, которая стоит перед нашим государством, является не только защита национального товаропроизводителя, но и обеспечения продовольственной безопасности населения Украины. Для достижения данного стратегического задания необходимо, на мой взгляд, принять закон «О продовольственной безопасности Украины». В нем должны быть закреплены положения о конкретных механизмах регулирования продовольственного рынка в условиях экономического кризиса в государстве, о компетенции органов исполнительной власти в чрезвычайных условиях и прочее, как это закреплено в соответствующем законе ФРГ и проекте закона Российской Федерации.