Управление Ростехнадзора по Калужской области

Некоторые правовые проблемы отвода земельных участков под застройку. Часть вторая

проблемы отвода земельных участков под застройку

Представляется, что выводы, разрешения и технические условия по инженерному обеспечению объекта, которые даются заказчику соответствующими органами, - это административные акты. А поскольку административный акт является индивидуальным актом компетентного органа, направленным на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, который ведет к наступлению гражданско-правовых последствий, если это предусмотрено соответствующими нормативными актами (Удан случае такими, регулирующих получение заказчиком каждого акта и всех актов в совокупности), заказчик и указанные органы вступают в гражданско-правовые отношения, в силу которых у них возникают определенные права и обязанности. Поэтому они должны нести предусмотренную законом ответственность за их ненадлежащее исполнение.

Согласно законодательству все расходы, связанные с подготовкой материалов предварительного согласования места размещения объекта, является инвестиционным риском заказчика. Следовательно, его затраты на этом этапе не подлежат возмещению. Однако затраты заказчика на других этапах в случае необоснованного отказа органа местного самоуправления в предоставлении ему земельного участка при условии соблюдения заказчиком градостроительных норм и земельного законодательства на основании общей концепции права должны быть возмещены в полном объеме.

Предприятию, которое выполняет функции заказчика и инвестора, а особенно такому, самостоятельно финансирует строительство, то есть совмещает функции заказчика и инвестора и осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, должны быть определенные гарантии со стороны государства относительно получения разрешения на строительство, возмещение расходов, пов ' связанных с разработкой и согласованием проектной документации, осуществлением экспертиз. Нормативные акты устанавливают ответственность государственных органов за нарушение отдельных правовых норм или за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей на определенных этапах отвода земельных участков и проектирования. Так, ДБН А.2.2-3-97 предусмотрена ответственность органов (их подразделений, служб), которые осуществляли экспертизы и давали рекомендации и выводы, на основании которых заказчик согласился с проектной документацией. Возможность судебной защиты заказчиком своих прав и интересов в случае отказа государственного органа предоставить архитектурно-планировочное задание и технические условия по инженерному обеспечению объекта архитектуры предусмотрена Законом Украины от 20 мая 1999 «Об архитектурной деятельности».

На самом же заказчик не всегда может получить необходимые ему согласования и решения от соответствующих государственных органов. Считая, что предоставленные им функции являются абсолютными, они во многих случаях не желают замечать взаимосвязи между принятием соответствующих административных актов на этапе предварительного согласования места расположения объекта и их обязанностью согласовать представленную проектную документацию.

Представляется, что, предоставив заказчику архитектурно-планировочное задание и другие исходные данные на проектирование, органы, осуществляющие свои функции в сфере градостроительства, фактически дают согласие на утверждение проекта строительства. Поэтому если проектная документация соответствует архитектурно-планировочному заданию, техническим условиям по инженерному обеспечению объекта, выводам, они не могут возражать против нее. Функции таких органов на этапе согласования проекта заключаются в установлении его соответствия требованиям, выдвинутым на этапе предварительного согласования места расположения объекта и проектирования. Указанные органы должны иметь в виду, что изложенные в исходных данных на проектирование, выводах требования к объекту должны быть полными. Они должны выяснять объем требований всех органов, наделенных соответствующими полномочиями. Незьясування или неполное выяснение таких требований, в результате чего был нанесен существенный ущерб заказчику или инвестору, имеет расцениваться как халатность со стороны лица, ответственного за их предъявления, что, кстати, предусматривает уголовную ответственность по ст. 167 УК Украины и влечет возмещения причиненных убытков.

Считаем целесообразным рассмотреть функции соответствующего совета, который имеет полномочия предоставлять или оформлять право на пользование земельными участками.

Возникает вопрос: какую ответственность должен нести совет в случае отказа в предоставлении земельного участка? Ведь заказчик испытывает определенные расходов, связанных с разработкой и согласованием проектной документации, получением заключений и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта от соответствующих органов.